Социально-психологическая служба

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по предупреждению и выявлению фактов распространения скулшутинга,

по работе с обучающимися склонными к агрессивному противоправному поведению

в ГАПОУ МО «Профессиональный колледж «Московия»

1. Актуальность

Формирование безопасной образовательной среды на сегодняшний день является важнейшей задачей не только государства, региона, но и в частности, образовательной организации.

Одной из ключевых современных угроз для общества становится вовлечение подростков в деструктивные сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и идеи насилия. Следует освободиться от иллюзий, что образовательная организация надежно защищена от преступлений скулшутинга.

Скулшутинг – это вооруженное нападение обучающегося или стороннего человека на студентов внутри учебного заведения. На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в образовательной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.

Предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцен­трировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего меха­низма преступного поведения.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные осо­бенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесооб­разные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

2. Причины совершения «скулшутинга»

Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.

Среди внешних факторов можно отметить:

• Отсутствие внимания родителей к ребенку

• Ссоры с членами семьи

• Трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами

• Буллинг (травля) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива или его части

• Смерть родственников друзей

• Доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию

• Интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга»

К внутренних факторам, следует отнести:

• Депрессивное состояние обучающегося

• Внушаемость и ведомость

• Психическое отклонение у студента

3. Алгоритм работы по выявлению фактов распространения скулшутинга

В основу алгоритма легли материалы пособия «Колумбайниана. Методы анализа и профилактики насилия в образовательной организации» (Центр психологической безопасности, Санкт-Петербург).

Алгоритм работы:

— Предварительная оценка проводится по самой угрозе

— Оценка личности угрожающего

— Принятие мер и реагирование

1. Оценка угрозы

Угроза — это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо/чего-либо.

Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.

Оценка угроз основывается на двух важнейших принципах:

1.  Все угрозы неравнозначны.

2.  Большинство угрожающих лиц вряд ли будут осуществлять свою угрозу. Однако все угрозы должны восприниматься всерьез

и оцениваться соответствующе.

ТИПЫ УГРОЗ

Тип угрозы

Описание

Пример

прямая

заявление о конкретном акте насилия и выражается простым, ясным и явным образом

«Я собираюсь разместить бомбу

в спортзале».

косвенная

тенденция быть неопределенности, неясности

и неоднозначности

«Если бы я хотел, я мог бы убить всех

в этом колледже!»

завуалированная

угроза, при которой негативный посыл очевиден, но нельзя утверждать, что грозит какая-либо определенная опасность.

«Нам было бы лучше без тебя»

условная

угрозы предупреждает, что насильственный акт произойдет, если не будут выполнены определенные требования или условия

«Если вы не заплатите мне миллион долларов — я принесу бомбу в колледж».

 

СТЕПЕНИ РИСКА УГРОЗ

Угроза

Низкий риск

Средний риск

Высокий риск

Характеристика

Угроза расплывчатая и не направлена на какую-то определенную группу

Угроза непоследовательна, неправдоподобна или мало детализирована

Угроза нереалистична

По стилю сообщения об угрозе, мы предполагаем, что человек вряд ли ее выполнит.

Угроза более конкретна, чем угроза низкого уровня

Формулировка предполагает, что угрожающий обдумывал план действий

Могут быть указаны примерные место и время действия

(но они не детализированы)

Нет доказательств того, что возможный стрелок предпринял какие-то шаги, чтобы воплотить идеи в жизнь (хотя могут присутствовать аллюзии на книги/фильмы про планирование нападений или общие высказывания насчет владения оружием)

Возможны попытки донести, что угрозы осуществятся: “Я не шучу”, “Я серьезно говорю”. 

Угроза прямая, конкретная

и правдоподобная.

Были совершены определенные шаги

для реализации задуманного.

Например, в речи присутствовали рассказы о том, как человек тренировался обращаться с оружием или следил

за жертвами.

Угроза прямая, направлена на конкретную жертву

Есть мотивация, представление о том,

что, где, когда и во сколько произойдет

и каким будет предмет преступления.

 

2. Оценка личности угрожающего

Анализ одной только угрозы не дает нам точного понимания, насколько серьезен человек в своих намерениях.

Все аспекты жизни угрожающего должны учитываться при оценке того, сможет ли он осуществить задуманное, дает основы для оценки личности.

 Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Нижеприведенная модель обеспечивает основу для анализа студента и помогает определить, есть ли у него мотивация, средства и намерения провозглашенную угрозу.

Оценка основана на совокупности известных о студенте данных в четырех основных областях:

•    Личность студента

•    Отношения в семье

•    Отношения в колледже и статус студента в студенческой группе, в сообществе

•    Динамика социальных отношений

Если оценка указывает на проблемы во всех четырех категориях, это может говорить о том, что студент скорее всего, фантазировал о воплощении угрозы в жизнь, обладает достаточной мотивацией для совершения преступления или уже предпринял какие-то шаги для осуществления угрозы.

Важно отметить:

1.   Ни одна из характеристик не должна рассматриваться изолированно или считаться более весомой, чем другие. Все из них можно обнаружить у студентов, которые даже и не думали устроить стрельбу.

2.    Поведение — это выражение личности, но, если у человека сегодня плохое настроение и он агрессивен, то это совсем не значит, что это базовая линия его поведения. Необходимо, дополнительно узнавать информацию у людей, которые знали обучающегося в течение определенного периода времени и могли наблюдать за ним в разных жизненных обстоятельствах.

3.    Многие из приведенных ниже типов поведения и признаков проявляются у депрессивных подростков с нарциссическими чертами и другими возможными психологическими проблемами. Несмотря на совпадение между нижеприведенным списком и диагностическими симптомами, оценка в рамках четырехступенчатой модели оценки угрозы не может заменить клинический диагноз психического заболевания.

4.    Признаки серьезных психических расстройств и / или злоупотребления психоактивными веществами могут значительно повысить риск применения насилия и должны быть оценены специалистом в области психического здоровья.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЕ

Признак

Характеристика

Утечка

Намеренные и случайные действия студента, намеки, сообщающие о чувствах, мыслях, идеях, намерениях или отношении к теме насилия и возможном в будущем акте насилия.

Данные намеки могут принимать форму тонкой угрозы, хвастовства, инсинуации, прогнозирования, или ультиматумов; могут быть как произнесены, так и выражены посредством историй, записей в дневнике, сочинений, поэм, писем, песен, рисунков, каракулей, татуировок или видео.

Другая форма утечки требует усилий, чтобы заставить неосведомленных друзей или одноклассников/одногруппников помочь в подготовке акта насилия, и обмана (например, обучающийся просит знакомого достать для него патроны, так как он якобы собирается на охоту). 

Низкая стрессоустойчивость

Обучающегося можно легко задеть, оскорбить, разозлить или обидеть, студент долго переживает из-за этого

Плохие навыки адаптации

Обучающийся регулярно демонстрирует низкие или отсутствующие навыки справляться с расстройством, критикой, разочарованием, неудачей, отказом, или унижением. Ответная реакция обычно является неуместной, преувеличенной, незрелой или несоразмерной

Отсутствие гибкости

Обучающемуся не хватает гибкости, и он не может вернуться к нормальному состоянию после приобретения печального опыта или расстройства, неудачи, получения резкого замечания, даже если уже прошло некоторое время.

Неудачные любовные отношения

Обучающийся может чувствовать себя отвергнутым или униженным после разрыва любовных отношений, и не может принять отказ или примириться с ним.

«Сборщик несправедливости»

Обучающийся таит внутри чувство обиды по поводу реальных или ощущаемых им проявлений несправедливости. Не важно, сколько времени прошло, «сборщик несправедливости» не забудет или не простит тех обид или же тех людей, которые, по его мнению, за это несут ответственность.

Обучающийся может вести черный список с именами людей, которые по его ощущениям, поступили нечестно по отношению к нему.

Признаки депрессии

Апатия, физическая усталость, пессимистичный взгляд на жизнь, чувство недомогания, потеря интереса к занятиям, которые когда-то ему нравились.

Непредсказуемые или неконтролируемые вспышки гнева, чрезмерная ненависть по отношению к другим, чувство отчаяния по поводу будущего.

Возбуждение, беспокойство, невнимательность, нарушение сна и расстройство пищевого поведения, а также заметно сниженный интерес практически ко всем видам деятельности, которыми подросток увлекался ранее. Обучающемуся может быть трудно говорить о своем состоянии, так как он не способен его точно сформулировать.

Нарциссизм

Обучающийся эгоистичен, ему чуждо понимание потребностей и/или чувств других, он обвиняет окружающих в собственных неудачах и разочарованиях.

Отчуждение

Обучающийся постоянно ведет себя так, будто чувствует отстраненность от других людей. Это чувство отчуждения — нечто большее, чем просто быть одиночкой. Здесь ощущение изолированности, печали, одиночества, непринадлежности социуму и несоответствия. 

Дегуманизация других

У обучающегося не получается воспринимать других полноценными личностями. Он рассматривает других людей как «нелюдей» или объектов для противостояния. Подобное отношение может проявиться в сочинениях и рисунках студента, при взаимодействии с окружающими или же в комментариях во время разговора

Отсутствие эмпатии

Обучающийся демонстрирует неспособность к пониманию чувств окружающих и остается равнодушным по отношению к чьим-либо чувствам. Когда другие люди показывают эмоции, Обучающийся может поднять их на смех, посчитав слабыми или глупыми. 

Завышенное чувство собственной важности

Чувство превосходства

Обучающийся ожидает особого обращения с собой и уважения. Негативно реагирует, когда чувствует, что с ним общаются не должным образом.

Обучающийся испытывает чувство превосходства и считает себя умнее, креативнее, талантливее, опытнее и мудрее других

Повышенная

или патологическая необходимость

во внимании

Обучающийся демонстрирует повышенную, иногда патологическую необходимость во внимании, неважно, положительном или же отрицательном.

Внешнее проявление порицания

Обучающийся отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки и винит внешние обстоятельства в личных неудачах. Кажется, что студент в принципе не способен воспринимать конструктивную критику и быть открытым для разумных доводов. 

Маскировка низкой самооценки

Несмотря на то, что иногда поведение обучающегося может быть надменным и высокомерным, подобным образом маскируется заниженная самооценка. Студент избегает вовлеченности в жизнь колледжа/группы (например, в общественную работу). Другие студенты могут считать его ничтожеством

Проблемы

с контролем эмоций

Вместо того, чтобы демонстрировать гнев и при подходящих обстоятельствах, студент склонен к постоянным вспышкам гнева и/или публичным скандалам, или же размышлениям в угрюмом, волнительном молчании.

Гнев может быть несоразмерен причине, перенаправлен в сторону людей, которые не имели никакого отношения к случившемуся.

Может проявляться в форме непредсказуемых и неконтролируемых вспышек, сопровождается выражениями

с необоснованными предубеждениями, неприязнью, даже ненавистью по отношению к другим людям/группам людей.

Нетерпимость

Обучающийся постоянно выражает свое нетерпимое отношение к определенным расовым, религиозным

и прочим группам, в том числе с помощью одежды, татуировок и т.п.

Неуместный юмор

Юмор студента постоянно неуместен. Шутки или “смешные” комментарии звучат мрачно и оскорбительно. 

Стремление манипулировать другими

Обучающийся постоянно пытается обмануть других людей, манипулировать ими, а также заслужить их доверие для того, чтобы нивелировать какие-либо признаки своего девиантного или угрожающего поведения

Отсутствие доверия

Обучающийся недоверчив и относится подозрительно к окружающим, иногда впадает в паранойю. Он может заявлять, что в обществе не существует надежного учреждения или механизма для достижения справедливости или разрешения конфликта, и что, если его беспокоит нечто, то придется разобраться с этим по-своему.

Закрытая социальная группа

Обучающийся кажется закрытым, имеет несколько скорее знакомых, нежели друзей, или ассоциирует себя только с единственной маленькой группой, которая, кажется, исключает всех остальных.

Обучающиеся, которые угрожают или осуществляют насильственные действия, не обязательно должны быть одиночками в классическом понимании, а состав и качества группы ровесников могут дать ценную информацию при оценивании степени опасности, с которой угроза будет осуществляться.

Изменение поведения

Поведение обучающегося сильно меняется. Его академическая успеваемость = неуспеваемость- может упасть или же он может демонстрировать халатное отношение к УД, правилам поведения в колледже, расписаниям, дресс-кодам, другим предписаниям.

Непоколебимость

и самоуверенность

Обучающийся кажется непоколебимым, циничным, выражает твердое мнение о предмете, о которых он или она имеет малейшее представление. Пренебрегает фактами, логикой и рассуждениями, которые могут ставить под сомнение его мнение.

Особый интерес

к сенсационным судебным разбирательствам

Обучающийся проявляет особый интерес к стрельбе/ к оружию/ к фактам- случаям когда- где-то стреляли/ кого взорвали и т.д. и другим, получившим широкую огласку актам насилия. Может выражать собственное восхищение теми, кто совершил данные акты, или же может критиковать их за «некомпетентность» или неудачу в убийстве недостаточного количества людей. Он может отчетливо высказываться о желании совершить подобный акт в своей образовательной организации/ или в другом месте, например – торговый центр; возможно, в качестве акта «справедливости».

Восхищение увлечениями

с компонентом насилия

Обучающийся демонстрирует неподдельное восхищение фильмами, телевизионными программами, компьютерными играми, музыкальными видео или напечатанным материалом, которые сфокусированы на темах насилия, ненависти, контроля, власти, смерти и разрушения. Он может постоянно смотреть один фильм или читать и перечитывать одну книгу со сценами насилия, возможно, включающими в себя и насилие в образовательной организации.

Темы ненависти, насилия, оружия, массового поражения периодически появляются фактически во всех видах деятельности, хобби и времяпрепровождения. Обучающийся проводит слишком много времени, играя в компьютерные игры, содержащие темы насилия, и кажется более заинтересованным в насильственных образах, нежели в самой игре.

В Интернете Обучающийся занимается регулярным поиском сайтов, содержащих информацию о насилии, оружии, другие беспокоящих его предметах. Доказательством тому служит загруженный и сохраненный студентом материал с данных сайтов.

Отрицательные образцы для подражания

Обучающегося могут привлекать отрицательные, неподходящие образцы для поведения, как, например, Гитлер, сатана, или другие, так или иначе связанные с насилием или разрушением.

Поведение кажется подходящим для приведения угрозы в исполнение

Обучающийся кажется необычайно вовлеченным в деятельность, связанную с приведением угрозы в исполнение: например, проводит много времени, практикуясь в обращении с огнестрельным оружием. Время, проводимое на тематических сайтах, начинает превышать время обычных занятий, таких как домашняя работа, посещение занятий, поход на работу и проведение времени с друзьями.

СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА

Признак

Характеристика

Беспокойные взаимоотношения родитель-ребенок

Взаимоотношения обучающегося с родителями могут быть чрезвычайно сложными или беспокойными. Подобная сложность или беспокойство однозначно очевидны при учете множества факторов, включая недавний или многочисленный переезды, потерю родителя, появление отчима и т.п.

Он выражает презрение по отношению к своим родителям и отвергает или отрицает их роль в своей жизни. Свидетельством тому может являться насилие, имеющее место в доме обучающегося.

Принятие патологического поведения

При разговоре с представителями колледжа или преподавателями, касающемся беспокойного поведения ребенка, родители кажутся безучастными, преуменьшают проблему или полностью отрицают жалобы, даже если плохое поведение ребенка является показательным и очевидным.

Доступ к оружию

Семья держит ружье или другие виды оружия или взрывчатых веществ дома, и студент имеет к ним доступ. Важнее то, что с оружием обращаются неосторожно, без соблюдения обычных мер безопасности; так, например, ружья не запираются и оставляются заряженными.

Родители или важный объект для подражания могут пользоваться оружием по воле случая, и, поступая, таким образом, показывать детям, что оружие может быть полезным и обычным средством для запугивания других или разрешения спора.

Отсутствие

тесной связи

Кажется, что в семье отсутствуют тесная связь и сплоченность. Семья часто переезжала и/или недавно переехала.

Студент задает тон

Родители устанавливают мало или совсем никаких ограничений в отношении поведения ребенка, и обычно уступают его требованиям. Обучающийся настаивает на бесконтрольной степени уединенности, и родители имеют минимум информации по поводу его деятельности, студенческой жизни, о друзьях и других отношениях. Родители кажутся запуганными своим ребенком. Они могут бояться, что подвергнутся физическому нападению, если будут противостоять или расстраивать его, или же столкнутся с эмоциональным всплеском, огорчая ребенка, и могут привести к возникновению эмоционального кризиса.

Роли в традиционной семье изменяются: так, например, ребенок ведет себя как будто он авторитетное лицо,

в то время, пока родители ведут себя подобно детям.

Никаких ограничений или контроля телевидения и Интернета

Родители не наблюдают, не ограничивают или не контролируют просмотр телевизора или использование подростком Интернета. Обучающийся может иметь в своей комнате телевизор или, наоборот, быть свободным проводить столько времени, сколько ему захочется, за просмотром передач с насилием или другим неподходящим содержанием. Обучающийся проводит больше времени за просмотром телевизора, нежели занимаясь деятельностью со своей семьей или друзьями.

Подобным образом родители не контролируют и использование компьютера, доступ в Интернет. Обучающийся может знать больше, чем родители, о компьютерах, и в то время, пока со стороны родителей использование компьютера может быть запрещено, получать к нему доступ, что может подразумевать его вовлеченность в игры с насилием или поиски в Интернете по теме насилия, оружия или других волнующих предметов.

ДИНАМИКА

В случае акта насилия образовательная организация становится местом преступления. Как и при любом насильственном преступлении, необходимо понять, какое влияние могла оказать образовательная организация на решение обучающегося причинить вред, нежели сделать что-либо другое.

В то время как для преподавателей/экспертов критика или оценивание собственной образовательной организации может показаться трудной задачей, необходима определенная степень осведомленности этих уникальных динамик — по отношению к угрозе, чтобы оценить роль обучающегося в культуре образовательной организации и развить лучшее понимание — со стороны студента — почему он выберет в качестве цели собственную образовательную организацию.

Признак

Характеристика

Привязанность студента к колледжу

Обучающийся оказывается «изолированным» от колледжа, он сам по себе, включая других студентов, преподавателей и мероприятия колледжа или мероприятия в группе.

Терпимость

по отношению

к буллингу

Колледж практически ничего не делает для того, чтобы предотвратить или наказать за неуважительное поведение отдельных обучающихся или группы студентов. Буллинг — является частью культуры в колледже,

и администрация колледжа/ структурного подразделения не обращает на это внимания, изредка или никогда

не мешая данному процессу, или делает это выборочно. Обучающиеся часто оказываются в роли задиры, жертвы или наблюдателя (иногда один и тот же студент может играть разные роли в зависимости от обстоятельств). Атмосфера в колледже продвигает расовое или классовое, или религиозное разделение, или позволяет таковым оставаться неоспоримыми.

Несправедливая дисциплина

Использование дисциплины происходит несправедливым образом или расценивается, как несправедливое

по отношению к студентам и/или работникам.

Негибкая культура

Культура в колледже — это официальные и неофициальные модели поведения, ценности и взаимоотношения между студентами, преподавателями, сотрудниками и администрацией. Культура — статичная, жесткая

и нечувствительная по отношению к изменениям в студенческом сообществе и меняющимся нуждам новых обучающихся и сотрудников.

Сложившийся порядок подчинения среди студентов

Определенные группы студентов официально или неофициально имеют больше престижа, чем другие. Педагогические работники и большинство студентов относятся к людям, состоящим в группах с высоким престижем, как будто они являются более важными или ценными для колледжа, чем другие обучающиеся.

Неконтролируемый доступ к компьютеру

Доступ к компьютеру и интернету не контролируется и не отслеживается. Обучающиеся могут использовать компьютеры в колледже, чтобы играть в жестокие компьютерные игры или обнаруживать неуместные

веб-страницы, которые продвигают насильственные группы ненависти или содержат инструкции по изготовлению взрывных устройств. Образовательные организации должны сохранять документацию, относящуюся ко всем предшествующим инцидентам или проблемам, в которые были вовлечены обучающиеся таким образом, что данная информация может быть использована в будущем для оценивания угрозы.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Признак

Характеристика

Медиа, развлечения, технологии

Обучающийся имеет открытый и неконтролируемый доступ к кино, телевизионным шоу, компьютерным играм

и веб-сайтам, в которых раскрываются темы и присутствуют изображения жесткого насилия.

Группа равных (ровесников)

Обучающийся чрезвычайно и исключительно вовлечен в группу людей, которые разделяют идеи насилия

и экстремистских верований. В группу не вхожи те, кто не разделяет их интересы или идеи.

В результате обучающийся не проводит или проводит мало времени с теми, кто думает иначе, и оказывается огражденным от «проверки реальных данных», которые могут быть услышаны от лиц с другими взглядами

и представлениями.

Наркотики и алкоголь

Знание об употреблении обучающимся наркотических веществ или алкоголя и его отношения к данным веществам может быть важным. Любые изменения в его поведении, вызванные данными веществами,

также могут быть важны.

Сторонние интересы

Увлечения обучающегося вне колледжа также важны, поскольку они могут ослабить опасения при оценивании угрозы или же повысить уровень опасений.

Эффект подражателя

Стрельба в школах и другие инциденты насильственного характера, которые получают чрезмерное внимание средств массовой информации, могут вызвать угрозы или подражающее насилие где-нибудь еще.

Поведение подражателя, по факту, достаточно распространено. Случаи из жизни наглядно демонстрируют,

что уровень угрозы возрастает в образовательных организациях по всей стране после того, как стрельба произошла где-либо в стране.

4. Реагирование и принятие мер

НИЗКИЙ РИСК. Угроза представляет собой малую угрозу общественной безопасности и в большинстве случаев не предполагает расследования правоохранительными органами на предмет уголовного преступления. Однако, у правоохранительных органов может быть запрошена информация, связанная с угрозами на любом уровне.

Соответствующее вмешательство в случае низкого уровня угрозы, может включать в себя, как минимум беседу с обучающимся и его/ее родителями.

Если угроза была направлена на определенного человека, этот человек должен быть распрошен на предмет характера его или ее отношений с инициатором угрозы и об обстоятельствах, которые привели к угрозе.

Реакция — дисциплинарное взыскание, любое решение направить обучающегося на консультацию или другая форма вмешательства — должна определяться в соответствии с системой профилактики в колледже и решением ответственных лиц в администрации ОО.

СРЕДНИЙ РИСК. Когда уровень угрозы оценивается как средний, реакция в большинстве случаев должна включать в себя контакт

с правоохранительными органами в той же степени, как и с другими источниками, с целью получения дополнительной информации

(и возможной переклассификации угрозы на высокий или низкий уровень).

Угроза среднего уровня будет иногда, но не обязательно всегда, служить основанием для расследования совершения возможного уголовного преступления.

ВЫСОКИЙ РИСК. Угроза высокого уровня почти всегда требует немедленного вмешательства правоохранительных органов. При этом правоохранительные органы должны быть проинформированы и вовлечены в какие бы ни было последующие действия, предпринятые при реагировании на угрозу. Угроза высокого уровня весьма вероятно повлечет за собой уголовное преследование.

Индивидуальная карта оценки рисков распространения скулшутинга изложена в Приложении 1.

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

оценки рисков распространения скулшутинга

ФИО студента____________________________________________________________________________________________________

Возраст (полное количество лет)_____________________________________________________________________________________

Группа/ ФИО куратора_____________________________________________________________________________________________

 

Характеристика угрозы

Отметка о наличии

А

Угроза расплывчатая и не направлена на какую-то определенную группу

 

Угроза непоследовательна, неправдоподобна или мало детализирована

 

Угроза нереалистична

 

По самому сообщению об угрозе мы предполагаем, что человек вряд ли ее выполнит.

 

В

Угроза обладает некоторой конкретностью

 

Формулировка предполагает, что угрожающий обдумывал план действий

Могут быть указаны примерные место и время действия (но они не детализированы)

 

Нет доказательств того, что возможный стрелок предпринял какие-то шаги, чтобы воплотить идеи

в жизнь (хотя могут присутствовать аллюзии на книги/фильмы про планирование нападений или общие высказывания насчет владения оружием)

 

Возможны попытки донести, что угрозы осуществятся: “Я не шучу”, “Я серьезно говорю”.

 

С

Угроза прямая, конкретная и правдоподобная

 

Были совершены определенные шаги для реализации задуманного. Например, в речи присутствовали рассказы о том, как человек тренировался обращаться с оружием или следил за жертвами.

 

Угроза прямая, направлена на конкретную жертву

 

Есть мотивация, представление о том, что, где, когда и во сколько произойдет и каким будет предмет преступления.

 

если больше ответов:

 в части А – низкий риск

в части В – средний риск

в части С – высокий риск

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

  

Характеристика

Отметка о наличии

Утечка

 

Низкая стрессоустойчивость

 

Плохие навыки адаптации

 

Отсутствие гибкости

 

Неудачные любовные отношения

 

«Сборщик несправедливости»

 

Признаки депрессии

 

Нарциссизм

 

Отчуждение

 

Дегуманизация других

 

Отсутствие эмпатии

 

Завышенное чувство собственной важности, чувство превосходства

 

Повышенная или патологическая необходимость во внимании

 

Внешнее проявление порицания

 

Маскировка низкой самооценки

 

Проблемы с контролем эмоций

 

Нетерпимость

 

Неуместный юмор

 

Стремление манипулировать другими

 

Отсутствие доверия

 

Закрытая социальная группа

 

Изменение поведения

 

Непоколебимость и самоуверенность

 

Особый интерес к сенсационным судебным разбирательствам

 

Восхищение увлечениями с компонентом насилия

 

Отрицательные образцы для подражания

 

Поведение кажется подходящим для приведения угрозы в исполнение

 
  
  
  
  

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Семейная динамика

Динамика в колледже

Социальная динамика

Характеристика

Отметка

о наличии

Характеристика

Отметка

о наличии

Характеристика

Отметка

о наличии

Беспокойные взаимоотношения родитель-ребенок

 

Привязанность студента к ОО

 

Медиа, развлечения, технологии

 

Принятие патологического поведения

 

Терпимость

по отношению

к буллингу

 

Группа равных (ровесников) 

 

Доступ к оружию

 

Несправедливая дисциплина

 

Наркотики и алкоголь

 

Отсутствие

тесной связи

 

Негибкая культура

 

Сторонние интересы

 

Студент задает тон

 

Сложившийся порядок подчинения среди студентов

 

Эффект подражателя

 

 

Никаких ограничений или контроля телевидения и интернета

 

Неконтролируемый доступ к компьютеру

 

 

ВЫВОД:

      

Социальный педагог/ педагог- психолог ____________________ /______________________________/

(подпись) (ФИО)

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГАПОУ МО «Профессиональный колледж «Московия»

Цель: Создание дополнительных условий для гармоничного развития и успешного обучения студентов колледжа.

-Содействовать созданию условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

-Подготовка высокопрофессиональных конкурентноспособных профессиональных специалистов, востребованных на рынке труда РФ.

Направления работы: профилактика, просвещение, диагностика, консультирование, взаимодействие, аналитика, рекомендации.

Принцип деятельности: профессионализм и конфиденциальность.

Коханкин Александр Николаевич – руководитель социально- психологической службы колледжа,

контактный телефон 8 (965) 385 – 55-58

Общероссийский детский телефон доверия для несовершеннолетних попавших в трудную жизненную ситуацию

8-800-200-01-22,

Портала психологической поддержки Московской области

https://phmr.ru/

Презентации
Загрузчик
Загрузка...

Логотип EAD
Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ

|

Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

Загрузчик
Загрузка...

Логотип EAD
Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ

|

Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать

[свернуть]

Телефоны доверия

«Ничего не бойся!» Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей

8-800-2000-122 (8:00-20:00) Звонок бесплатный с любых телефонов (проводных и мобильных) в России. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь. Конфиденциальность и бесплатность

8 (800) 100-49-94. Кризисная линия доверия. Круглосуточно

Экстренная круглосуточная психологическая помощь при МЧС России

Тел.: 112 (опишите проблему, вас переключат на психолога).

Телефоны «Горячей линии» ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»

в г. Москве: (495) 626-37-07 (работает круглосуточно)

ГУ МВД России по Московской области

Телефон доверия (горячая линия): 8 495 692-70-66.

Телефонная линия «Ребёнок в опасности»: 8 800 707-79-78.

Мероприятия по профилактике идеологии терроризма, экстремизма и скулшутинга

Мероприятия по профилактике идеологии терроризма, экстремизма и скулшутинга

1. Проведены классные часы о недопущение противоправных экстремиских действий со студентами (1-4 курсов)

2. Приведены родительские собрания и размешена профилактическая информация по противодействию и пропаганде скулшутинга, экстремизма и терроризма

3. Проводиться диагностические мероприятия (электронное анкетирование) для студентов 1-4 курсов по выявлению и предупреждению признаков социально опасного противоправного поведения

4. Ежедневно проводиться мониторинг социальных сетей и групп по выявлению социально-психологических опасных интернет сообществ и групп

5. Проводятся общие классные часы с приглашением инспекторов УМВД ПДН и специалистов КДН и ЗП

6. Специалисты социально психологической службы колледжа ежедневно проводят мероприятия в виде групповых собеседований, тренингов и индивидуальных консультаций по профилактике буллинга и конфликтов в студенческой среде

7. Специалистами социально-психологической службы колледжа и руководителем СПС социальным педагогом А.Н. Коханкиным проводятся служебные совещания для работников образовательной организации по

В рамках реализации проекта «Социальная активность», месячника профилактики «Комплексная безопасность» с целью выявления и предупреждения социально опасных проявлений в студенческой среде в ГАПОУ МО ПК «Московия» структурное подразделение в г.о.Кашира студенты проходят анкетирование «Изучение своего социально-психологического состояния»

В рамках реализации проекта «Социализация студентов» , месячника профилактики «Комплексная безопасность» в ГАПОУ МО ПК «Московия» структурное подразделение в г.о.Кашира проводятся групповые занятия, беседы, лекции, тренинги, обсуждения на тему » Подростковый буллинг», «Подростковая жестокость, решения конфликтов».

В соответствии с письмом МО МО от 30.07.2021/12/7327 и во исполнение п. 2.6 решения Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в родительских чатах распространены памятки, о применении защитных функций интернет — браузеров, в том числе «Родительский контроль»

В ГАПОУ МО ПК «Московия» структурное подразделение в г.о.Кашира с педагогическим работниками проводятся служебные совещания по профилактике идеологии терроризма, экстремизма и скулшутинга.

В СП Ленинского г.о. и г.о. Домодедово студенты проходят социально — психологическое тестирование в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях»

Студенты СП в городском округе Кашира ( корпус Ожерелье) проходят анкетирование с целью выявления и предупреждения социально опасных проявлений в студенческой среде

[свернуть]